• Май 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031  

Для такого удара

Для такого удара мы располагаем сейчас в Китае достаточными силами. Захват Нанкина будет очень легкой операцией» — и пугал англичан перспективой полного прекращения англо-китайской торговли в результате еще больших «беспорядков» в Китае, если его советы не будут приняты.

К проповедникам этой точки зрения примкнули и многие западные миссионеры в Китае, которые, разуверившись в возможности использовать тайпинское движение в своих целях, стали заявлять, что оно носит разрушительный характер и является глумлением над христианской религией. В 1861 г. в печати появилась серия статей, написанных английскими и американскими миссионерами, именно в таком духе и широко использованных агрессивными кругами английской буржуазии, для разжигания ненависти к тайпинам и пропаганды о необходимости вооруженного вмешательства в гражданскую войну в Китае на стороне цинской реакции.

Вторая точка зрения по вопросу о политике в отношении тайпинов отражала мнения демократических слоев английского общества и была полной противоположностью первой. Представители ее — автор книги «Китайцы и их восстания», чиновник английской дипломатической службы в Китае Т. Мидоуз, член парламента Сайке и некоторые другие — высказывалиоь за установление дружественных отношений с повстанцами и оказание поддержки им как эффективной политической силе, способной объединить весь Китай и установить стабильные, более прогрессивные порядки на развалинах прогнившего цин-ского режима. В пространной докладной записке на имя министра иностранных дел Рассела, написанной в феврале 1861 г., Мидоуз пытался убедить его, что тайпины являются эффективной и прогрессивной силой, дружественно относящейся к западным державам, что они «могут поддерживать общественный мир в стране лучше, чем цинские чиновники» и что политика помощи им более всего соответствовала бы интересам британской торговли. Он ставил тайпинское движение в один ряд с такими великими, закономерными и прогрессивными событиями, как английская (1640—1660 гг.) и французская (1789—1793 гг.) революции. Отвергая измышления о «зверствах тайпйнов», Мидоуз писал: «…я давно пришел к полному убеждению, что россказни о зверствах, допускаемых ими в отношении своих собственных сограждан, не только преувеличены, но и очень сильно преувеличены».

Комметирование закрыто.