• Август 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  

Ей обычно присваивается

Ей обычно присваивается условное нейтральное наименование, терминологически не связывающее ее с конкретной этнической средой. Так произошло с азиатской рунической письменностью, получившей обозначения, применяемые нами для ее алфавитов, еще до выяснения тюркоязычности енисейских и орхонских текстов. Называние надписей по имени тех рек, на берегах которых впервые были встречены значительные серии памятников, было применено и для рунических начертаний с берегов Таласа. Иначе произошло с руническими памятниками евроазиатской группы.

Долго воспринимавшиеся как некое единое проявление орхоно-енисейской письменности, расшифрованной к моменту европейских находок, они сразу же были объявлены тюркоязычными. Это, в свою очередь, подтолкнуло большинство авторов дать надписям этническое определение. Весьма крупные авторитеты именовали и сегодня еще зовут эти руны или хазарскими или печенежским, или болгарским письмом. Неудачи в иэс прочтении на тюркской основе не прошли незамеченными в других отраслях языкознания, и в литературе появились новые этнические наименования тех же письмен: славянское, аланское, косожское и т.п. Произведенное нами расчленение этих рунических памятников на ряд близких, но самостоятельных алфавитов, установление ареала всей палеографической группы и, с меньшей степенью определенности, каждого из алфавитов, равно как и демонстрация самобытности их знаков в отношении азиатских рун, — все это убеждает в непродуктивности этнических наименований евроазиатских письменностей, как и в неприемлемости членения степных письмен на «восточноевропейскую» и «центральноазиатскую» рунику (ВЕР и ЦАР). Поэтому, следуя оправдавшей себя старой востоковедческой традиции, в настоящей работе применены условно-географические наименования алфавитов.

Названия письменностей, лишенные этнической привязки, удобны не только потому, что их не приходится менять при смене лингвистических и исторических ориентиров. Они непригодны в связи с излагаемой здесь концепцией связи письменностей не с этносом, а с государством. Историку культуры не приходится забывать, что письменная речь обслуживала экономику, политику, идеологию, т.е. способствовала удовлетворению нужд государственной жизни.

Рассмотрение конкретного материала начнем с известного. Старшие орхонские памятники созданы в честь представителей высшей аристократии Второго Восточнотюркского каганата VIII в. Даже если предположить, что на рубеже IX и X вв. этим письмом в оазисах Восточного Туркестана продолжали пользоваться тюрки-тупо (что маловероятно), то употребление младшей орхонской письменности в монументальных памятниках уйгуров VIII—IX вв. и оставленных ими рукописях IX—X вв. явно стирает умозрительно допущенные этнические границы бытования орхонского письма.

Комметирование закрыто.