• Июль 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031  

Этот вывод представляется

Этот вывод представляется концептуально важным для правильного историко-культурного изучения памятников всех рунических письменностей. Подтверждению его правомочности не только в отношении Хазарского каганата послужит определение носителей последнего не рассмотренного в этом отношении евроазиатского рунического алфавита — южноенисейского письма.

По-видимому, носителями южноенисейского алфавита были древние тюрки. Так, надписи на роговых боковых накладках лука из Аймырлыга (Ю 8, Ю 9) найдены в погребении человека с конем, т.е. судя по обряду, вероятно, в могиле средневекового тюрка. Хотя нет оснований полагать, что надписи сделал владелец лука (как это утверждается Б.Б. Овчинниковой), ибо у снаряженного лука накладки бывают закрыты оплеткой, можно думать, что изготовитель оружия принадлежал к той же этнической группе, что и погребенный. В могильнике Аймырлыг III на подобных накладках обнаружен вырезанный знак в виде треугольника с точкой и резной рисунок. Находки сделаны в погребениях с конями. В захоронениях этого типа накладки с рисунками встречались и ранее (Таш-Тюбе, конец VI—VII в.). Следовательно, материалы позволяют увязывать с тюрками-тупо саму манеру нанесения рисунков и знаков на боковые накладки луков. Попутно отметим, что надписи из Кировского и Житковского могильников на Дону и Маныче (ДК 3 и К 12) сделаны на иных накладках, крепившихся не на рукоятях, как у древних тюрок, а на плечах луков.

В палеографическом разделе отмечено, что нанесение надписей Ю12, Ю13, Ю15 — Ю17на стелы тюркских поминальных оград могильника Эдегей можно расценивать как факт вторичного использования. Казалось бы, это свидетельствует против связи южноенисейской письменности с тюрками-тупо. Однако не следует упускать из виду, что сопровождающие эдегейские надписи рисунки принадлежат к тому же художественному кругу, что и изображения, соседствующие с текстом Ю 7 из Саргола. Они же, в свою очередь, сходны с резными рисунками, нанесенными на плиты древнетюркской поминальной оградки с р. Юстыд (Горный Алтай). Вкупе с другими изображениями, обнаруженными на Алтае в ситуации, во многом подобной эдегейской, и некоторыми другими данными указанные материалы позволяют поставить вопрос о повторном использовании поминальных оградок VI—VIII вв. самими тюрками в IX—X вв. Манера ненесения надписей на уже стоявшие более древние стелы, отмечаемая на Эдегее (ср. косое размещение строк Ю 12, Ю 15 и Ю 17), также находит аналогии в памятниках горноалтайской эпиграфики, палеографическая дата которых — конец VIII—X в. или IX—X вв. Таковы надписи Ак-Кообы (Кошагачская) и Талду-Айры.

Комметирование закрыто.