• Май 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031  

Гомилия Анастасия

Гомилия Анастасия — праздничная, в отличие от Златоуста — подчеркивает несколько важных моментов. Во-первых, значительное внимание уделяется реальности места (Анастасий начинает фразой Быт. 28.17: «Как страшно это место» и повторяет ее по крайней мере трижды, проводя некую «идейную» параллель между горой Фавор и Синаем, где сам живет). Во-вторых, деталям человеческого поведения (подробно описывается радость Петра) и, наконец, в-третьих, большое место отводится осуществлению библейских пророчеств и возвышению этого события, причем тема величия Христа играет еще более важную роль в экзегезе Златоуста. Реальность места не была важна для Леонтия, но он также живописует «безмерное рвение» Петра и особо акцентирует внимание на теме Второго пришествия Христа в славе, что служит ему предлогом для осуждения ереси Ария. Андрей в своей гомилии подчеркивает другие моменты.

Суть события, считает Андрей, — не в грядущем явлении Христа в славе в окружении сонма ангелов, как изображает Златоуст и в какой-то степени Леонтий, но в самоотдаче (самоуничижении) Бога: Андрей начинает с кенозиса Логоса и заканчивает тем, что Логос «опустошил Самое Себя и принял иную (т. е. человеческую) форму». Явление Христа в славе — зримое событие, предваряемое ослепительным сиянием Преображения, которое должно быть скрыто от человечества (здесь параллель с императорской триумфальной процессией), поскольку воплощение Бога — это тайна, лежащая за пределами человеческого понимания и, определенно, за пределами возможностей наглядного отображения.

Андрей сосредоточивается не на описании величия таинства Преображения, но на милости «божественной экономии» спасения. Вновь и вновь он подчеркивает невозможность выразить эту тайну, ибо она и т. д. «Мы хотим воспеть ее, но не способны сделать это достойно ее, как она того заслуживает»; никто из евангелистов, утверждает Андрей, не описал невыразимый «божественный акт» воплощения Логоса; и даже ангелам эта тайна недоступна; «мы благоговеем в молчании перед тем, что не может быть сказано и помысле-но» и т. п.

Комметирование закрыто.