• Май 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031  

Из рунических алфавитов

Из рунических алфавитов евроазиатской группы наиболее ясным представляется положение донского и кубанского письма. Памятники этих письменностей в подавляющем большинстве связаны с вполне конкретными археологическими материалами, относящимися к салтово-маяцкой культуре (середина VIII — начало X в.). Несмотря на то что в коллекции кубанских надписей есть такие, которые можно относить к первой трети VIII в. (К 12), их, по-видимому, без большого риска ошибиться следует, как и все салтово-маяцкие памятники, соотносить с государственной культурой Хазарского каганата. Многоэтничность этого государства не нуждается в доказательствах, для нас важнее показать межэтничность употребления как донского, так и кубанского письма. Для этого есть все археологические возможности. Ни донские, ни кубанские надписи не связаны с памятниками единого погребального обряда. Катакомбные и скальные захоронения, обычно связываемые с аланами, характерны как для населения Маяцкого (донские руны), так и северокавказских (кубанское письмо) городищ. Донской текст Кермен-Толга (Д 9) и кубанский из Житкова II (К 12) найдены в курганных захоронениях. Лишь объединение в общих политических рамках видится причиной применения каждой из этих письменностей явно разноэтничным населением.

Кубанский алфавит допустимо связывать также с болгарской государственностью. В этом более всего убеждают два обстоятельства. Во-первых, как мы видели, в поздних материалах Волжской Болгарии найдены надписи, палеографически очень близкие кубанскому алфавиту (К 11). Следовательно, с некоторыми изменениями кубанское письмо просуществовало до предмонголь-ского времени, и сохранилось оно в болгарской государственной среде.

Во-вторых, значительное число кубанских надписей обнаружено на территории Прикамья (рис. 1, Приложение). Серебряная посуда поступала туда, как известно, более всего через Волжскую Болгарию. Там и были, видимо, сделаны эти надписи-гравировки. До Волжской Болгарии тем же речным путем предметы шли из Хазарского каганата. Были среди них и собственно хазарские произведения, достигавшие даже лесных низовьев Оби. Как было показано, палеографические особенности позволяют относить надпись на седьярском кувшине (К 1) к хазарскому периоду. Возможно, и сам сосуд мог быть изготовлен не столько в Семиречье, как считает В.П. Даркевич25, сколько в Восточной Европе. Следует учитывать также, что среди вторичных рунических надписей Приуралья могут быть и еще не распознанные донские.

Комметирование закрыто.