• Сентябрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

Кубанское письмо

Кубанское письмо. Размещение текста К 1 на ручке седьярского кувшина в две строки помогает понять порядок его нанесения и прочтения. Вторая строка значительно короче первой и занимает лишь правую часть отведенного для нее поля. Следовательно, она завершает надпись и писалась справа налево. Ясно, что орнаментальная фигура, выгравированная в правом конце первой строки, обозначает начало текста. Хорошо заметны признаки написания справа налево и строки на амфоре из Маяков (К 9): в этом направлении сходят на нет отводы штрихов буквенных знаков. Примечательная особенность текста — завершение его словоразделительным знаком позволяет определить направление написания и прочтения справа налево и билярской надписи К 11, ибо она также кончается слева подобным словоразделителем.
Ачикташские памятники. Направление письма тозбулакской надписи (А 2) определяется по взаиморасположению букв и близлежащих наскальных рисунков. Очевидно, что рука, наносившая текст справа налево, встретила уже имевшиеся на камне фигуры и обошла одну из них, разместив два знака ниже основной строки.

Южноенисейские памятники. Наскальная надпись Сулек III (Ю 1) и соседнее изображение верблюда не перекрывают друг друга, однако левый крайний знак текста и линия заднего горба фигуры животного практически соприкасаются. Свободное размещение рисунка позволяет полагать, что строка достигла уже имевшегося ко времени ее написания изображения и нанесена справа налево. Весьма характерно и взаимоотношение петроглифов и надписи Сулек V (Ю 3). Три левых знака текста явно следуют за линией, воспроизводящей спину и задний горб верблюда. Думается, что и предыдущие буквы перекрывают фигуру левого верблюда — писавший не сразу изменил направление строки. Таким образом, надпись была нанесена на скалу позднее изображений и вырезана в направлении справа налево.

К подобным выводам приводят и наблюдения над расположением надписи Сулек VI (Ю 4). Пять букв ее правого края значительно выше остальных знаков, размеры которых определенно зависят от величины просвета между краем скальной плоскости и уже имевшимися ко времени написания изображениями животных. Надпись Озерная II (Ю 10) размещена левее выбитых рядом рисунков. Особенности создающих ее глубоких резов также свидетельствуют, что она начертана справа налево. Размещение знаков надписи Эдегей III (Ю 13) в зеркальном повороте к обычному положению возможно связать с тем, что этот текст писался слева направо. Вертикальные черточки, размещенные у левого края строк Чинге (Ю 14) и Эдегей VI (Ю 17), могут быть сопоставлены со словоразделительными знаками К 9 и К 11, завершавшими надписи. В этом случае они служат показателем написания букв справа налево. В этом же направлении вырезана надпись Эдегей IV (Ю 15). По-видимому, справа налево нанесен и текст Эдегей V (Ю 16): заметно, что у ряда его знаков левый штрих резался раньше правого, даже если был отводком (руны 10, 13, 19, 20).

Комметирование закрыто.