• Август 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  

По сути

По сути, не гомилия, а трактат (она значительно длиннее обычных гомилий: около семнадцати столбцов в издании Миня, тогда как, например, гомилии «На Успение» в среднем содержат около десяти столбцов), очевидно, испытала влияние кинической философии (Т. Ниссен предполагает, что Андрей черпал сведения из некой антологии, подобной Stobaios IV, 34, или из библейской книги Екклезиаста, знаменитую сентенцию из которой (1.2) «суета сует» Андрей цитирует (col. 1297А) на протяжении всего произведения). Содержание трактата банально, но в отличие от гомилий повествование строго структурировано: после «кинического» вступления, провозглашающего человека «жалким существом на грани жизни и смерти» (col. 1269А) и подчеркивающего его животное начало, Андрей переходит к христианским догматам: «Мы не рабы, но сыны и наследники Бога через Христа» (col. 1276А).

Настроение становится оптимистичным: эта великая и гармоничная вселенная — творение Божье, а воскресение — отрицание смерти. В одной из анафор «кинического» вступления человек называется «эфемерным цветком», «жухлой травой» и даже «беглым рабом»; в «христианской» части Андрей создает «сильные», энергичные фразы, состоящие по большинству из однословных колонов: «Как долго [будут продолжаться] стенания, вопли, крики, рвание волос, заламывание рук и бичевание» и т. д., и даже называет скорбь богохульством (col. 1281 ВС).

Мы смертны, но есть утешение. Опять-таки этот отрывок связан и в то же время противопоставлен вступлению: там описывалось, как человек теряет рай, здесь — как он побеждает ад с помощью Господа. Кульминация трактата натуралистична: «Боимся ли мы тления [мертвых]? Нам не нужно опасаться — оно наше, а не кого-то другого» (col. 1292А; тема тления мертвых также затронута в гомилии «На Воскрешение Лазаря», col. 977С). Заключая, Андрей говорит: «Видишь, как из бесславия нашего вырастает слава, которую мы ждали?» (Он использует парономасию, играя словами aSocia и 8окоСоа) (col. 1296С); автор возвращается к кинической терминологии, но на этот раз с библейским оттенком (с многочисленными цитатами из Екклезиаста), и делает вывод: «Не оплакивайте мертвецов» (col. 1300В).

Комметирование закрыто.