• Сентябрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

Разобранная нами

Разобранная нами концепция Радищева отличается поразительным радикализмом. Первыми его стали выявлять литературоведы, изучавшие «Путешествие…», — Г. А. Гуковский, Г. П. Макогоненко, С. Ф. Елеонский, Н. И. Громов, А. Н. Васильева. Но признан был этот радикализм в нашей науке далеко не сразу. Мешали традиции буржуазной историографии (П. Н. Милюков и др.), изображавшей Радищева поклонником екатерининского «Наказа», жаждавшим пробиться к «престолу». Мешали и бытовавшие в нашей науке упрощенные трактовки Просвещения XVIII в., стиравшие громадные сдвиги в его развитии — ту же разницу между политическими концепциями Гольбаха, ждавшего «чуда» обновления человечества от просвещения монархов, Гельвеция, разуверившегося в таком просвещении, Мабли, уповавшего на созыв Генеральных штатов, подкрепленных волей народа, Томаса Пейна, уже не верившего ни в какой другой путь обновления, «кроме полной и всеобщей революции», и т. д.

И все же в конце концов тайна радищевского радикализма была полностью раскрыта. Продолжение сравнительно-исторических изысканий, начатых еще В. П. Семенниковым, Я. Л. Барсковым, показало: разрабатывая свою концепцию, Радищев опирался не столько на ранние, предреволюционные идеи просветителей XVIII в., еще не отрешившихся от веры в «просвещенных монархов», сколько на идеи, рожденные чв ходе самих революций XVII—XVIII вв.

Обвинение монарха из оды «Вольность» Радищева — по-видимому, пересказ обвинения, предъявленного Карлу I Верховным судебным трибуналом 20 января 1649 г. Через популярнейшую в XVIII в. книгу Рейналя и Дидро «История обеих Индий» Радищев знакомился с событиями Американской революции. В последнем (1780 г.) издании книги Рейналь и Дидро, преодолевая свои либерально-просветительские иллюзии, провозгласили Американскую революцию делом всего человеческого рода.

Комметирование закрыто.