• Декабрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31  

Сельский старшина

Сельский старшина — частый «герой» газетных статей и заметок К. Хетагурова. Колониальная система управления краем через назначаемого сверху в каждое селение старшину была., как известно, великим бедствием для осетинского крестьянства. Рекрутируемые из всякого «мундирного сброда» («и урядники, и юнкера, и казачие, и милиционерские, с темляками и без оных» — (по аттестации Коста), солдафоны и невообразимые «лихоимцы», они буквально разоряли осетинскую деревню, зачастую измывались над ее обычаями, нравами, историческими традициями. Бичуя эту низшую прослойку царских сатрапов и держиморд, Коста всеми доступными ему в условиях царской цензуры средствами постоянно ведет читателя к самостоятельному заключению, что порочной является не только система насильственного навязывания населению сельских правителей, порочной является вся система колониального правления краем — сверху донизу.

Беспощадная критика царских колониальных порядков сочетается в талантливой публицистике Коста с жестокой критикой местной «аристократии» — алдаро-баделят, являвшихся социальной опорой царизма в Осетии.

Горячий поборник экономического прогресса, поборник развития производительных сил родного края, К. Хетагуров метко замечает прежде всего, что алдар — совершенно лишняя и безнадежно паразитическая социальная фигура в земледелии, что он не имеет никакого отношения к земледельческому производству, что он оказался не в состоянии вести современное сельское хозяйство.

«Захватив во время выселения горцев на плоскость,— писал Хетагуров,— громадную полосу лучшей земли, они (баделята и тагиата — Б. Ц.) завели близкое дружеское куначество с кабардинскими «князьями», переняв от них же несколько раньше магометанство, и отдались полному безделию».

Комметирование закрыто.