• Октябрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031  

Свидетельство

Свидетельство ли это того, что Андрей создавал свое произведение, когда уже разразились иконоборческие споры и эти термины были на слуху? Об этом можно лишь догадываться. Прозаический трактат «На жизнь человека» можно сопоставить с поэтическим произведением Андрея, названным издателем «Заупокойным каноном». Так же как трактат не является гомилией, так и «Заупокойный канон» не похож на праздничный канон: он составляет часть эвхологии и соответственно более личностей, чем песнопения на дни церковного календаря (если только этот «индивидуализм» не является фикцией).

Поэт говорит о внезапной разлуке с близкими и друзьями (первая песнь, 25-26) и многократно возвращается к «друзьям, знакомым и близким» (см. седьмую песнь, 348; там также дважды встречается «братья»); особенно впечатляюще описание друзей, которые провожают автора до могилы и оставляют его — отвратительный труп (вновь мотив тления мертвых) — одного в могиле (шестая песнь, 242-48). «Кинический» образ увядания цветка юности и краткости дней несколько раз повторяется в «Заупокойном каноне», существуя параллельно с христианским видением смерти как упокоения, а Бога как создателя всего живого.

Бинарная оппозиция понятий смерти и воскресения онтологична, и то и другое касается бытия, как его понимали византийцы; в творчестве Андрея у этого противопоставления есть этическая параллель — грех и покаяние, — грех понимается как нравственная смерть, а покаяние как нравственное воскресение. Обычай публичной исповеди и покаяния, распространенный в ранней христианской церкви, уже в конце четвертого столетия постепенно отмирал и был заменен монастырской системой индивидуального наказания и институтом наставничества, осуществляемого духовным отцом. Однако «Житие Василия Великого», ошибочно приписываемое Амфилохию, созданное, вероятно, в конце VI — начале VII вв., содержит доказательства того, что идея публичного покаяния сохранялась еще, по крайней мере, за два поколения до Андрея. «Великий Канон» должен рассматриваться в контексте этого переходного периода.

Комметирование закрыто.