• Май 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031  

Тут Артемий

Тут Артемий не сам творит чудеса, а отсылает больного к кузнецу по имени Феодор, мастерская которого находится в портике Домнина. Человек приходит к кузнецу, но Феодор отказывается выполнить просьбу, поясняя, что он ничего не знает об исцелении. Новое видение и вторичное посещение кузнеца, вызвавшее раздражение будущего целителя. Игра продолжается, и наконец обозленный кузнец велит больному поместить свою опухоль на наковальню, бьет по ней молотом, и — слушайте и внимайте! — воспаление исчезло. Можно только предполагать, не намеренно ли ввел автор эту аналогию с потешным мифом о кузнеце Гефесте, который, подчиняясь повелению Зевса избавить его от головной боли, ударяет его по голове топором, тем самым вызвав рождение Афины, не задумал ли автор этот эпизод как скрытую пародию — не подражание! — на культурное наследие античности.

Повествование ведется обычно от третьего лица агиографом, который утверждает, что был очевидцем событий либо же получил сведения из первых рук. Чудо 21 представляет собой исключение: рассказчиком выступает диакон Стефан, исцеленный святым. Когда «герой» повествования (а не автор в апострофе!) упоминает об Артемии, это обычно происходит в форме совета больному посетить храм святого: молва о достижениях Артемия в области медицины, похоже, распространилась повсеместно.

Герои этих чудесных рассказов живут в мире, управляемом коллективными нормами и понятиями.40 Культ раки с мощами мученика является одной из форм такого коллективного сознания, то же самое можно сказать о почитании икон: иконы везде — в церквах и жилых домах; упоминаются иконы Христа, Иоанна Крестителя, ангелов, Артемия; одна из икон (или ряд икон — греческий термин ioiopta тту; аО^оеоск;) в церкви Иоанна Крестителя изображает мученичество чудотворца Артемия. Иконы составляют богатство дома, их держат для религиозных надобностей, но их стоимость как материальных предметов может быть обращена в деньги в случае необходимости: когда бедная женщина по имени София не смогла уплатить лекарю, она пожаловалась, что у нее нет икон в золотом окладе или серебряной утвари, за которые можно было бы легко выручить деньги.

Комметирование закрыто.