• Май 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031  

В которую оказались

В которую оказались внесенными, во-первых, старые крепостные документы на холопов, перерегистрированные в соответствии с постановлением того же уложения 1597 г., и, во-вторых, служилые кабалы на добровольных или документально не оформленных старинных холопов, регистрируемые также в соответствии с уложением 1597 г. с той лишь особенностью, что и в том и в другом случае запись в книгу делалась всякий раз по специальному распоряжению царя, поскольку холоповладельцы не успели это сделать в общем порядке (см. с. 111).

Уже сама необходимость испрашивать разрешение центральной власти, чтобы внести в книгу кабалы на документально не оформленных холопов, говорит о том, что для этого был установлен весьма краткий срок, а объединение таких кабал в одной книге со старыми крепостными документами, время перерегистрации которых также было просрочено, свидетельствует, что для регистрации первых и перерегистрации вторых срок был один. Если же считать установленным такой срок для перерегистрации основного комплекса старых крепостей на холопов по Новгороду (декабрь 1597—январь 1598 г.), то, следовательно, время с 1 декабря 1597 по 31 января 1598 г. являлось периодом регистрации в Новгороде служилых кабал и на документально не оформленных холопов. В других районах государства могли быть установлены иные сроки, но все это мероприятие нужно было закончить безусловно к 1 февраля 1598 г.

Впрочем, в упомянутой книге имеются и прямые данные, подтверждающие правильность высказанного выше мнения по поводу обязательности по уложению 1597 г. перевода в категорию кабальных людей всех без исключения документально не оформленных холопов (добровольных и старинных), прослуживших к 1597—1598 гг. не менее полугода, в срок до 1 февраля 1598 г., а конкретно по Новгороду — в период с 1 декабря 1597 по 31 января 1598 г., в течение которого там и велись специальные кабальные книги для записи в них этих новых служилых кабал.

В одной из царских грамот, включенных в книгу в качестве обоснования несвоевременного взятия служилых кабал на добровольных холопов, прослуживших не менее полугода, и документально не оформленных старинных холопов, читаем: «По государеву указу и по боярскому приговору велено в Новегороде всех пятин князем, и дворяном, и детям боярским, и всяким людем холопей своих имяна и на них крепости старые полные, и докладные, и кабалы, и всякие крепости записывати в книги, а на волных людей, хто у кого служит добровольно с полгода и болши, велено в службу имать кабалы. И они де, Иван да Хрипун.

Комметирование закрыто.