• Май 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031  

В палеографическом разделе

В палеографическом разделе работы приведены основания для отнесения к енисейским письменам целого ряда надписей на скалах, стелах и случайно найденных предметах Горного Алтая и Монголии. Не станем здесь повторять те соображения, которые привели к выводу о местном происхождении создателей этих текстов. Именно аборигенные особенности позволяют отличать от собственно енисейского письма памятники его алтайского и тувинского вариантов. Упомянутые курганные материалы дают возможность связывать первый вариант енисеики, распространенный на Алтае и в Монголии, с алтайскими тюрками, а второй вариант — с чиками Тувы. Если внутренняя надпись прииртышского зеркала, содержащая орхонскую традицию в написании, одновременно внешней, имеющей типично енисейское, то следует предположить распространение алтайского варианта енисейского письма и среди кимаков.
При учете времени создания описанных памятников становится очевидным, что распространение енисейской письменности за пределы Хакасско-Минусинской котловины соотносится с известным историкам усилением экономического и политического могущества Древнехакасского государства, увеличением его территории в ходе захватнических войн первой половины IX в., ростом международной активности, в частности выроившейся в освоении торговых путей, достигавших далеких западных районов Сибири, Приуралья, юга Восточной Европы, ще в этот период появляются не только письменные свидетельства о средневековых хакасах, но и археологически выявленные изделия их культуры и даже, по-видимому, погребальные памятники. Думается, именно с этим, ныне еще недостаточно прослеженным процессом можно связать и факт обнаружения в долине р. Илек, притока р. Урал, бронзового зеркала с енисейской надписью — самого западного известного памятника азиатской рунической письменности. Логично предположить, что прежде других енисейское письмо воспринимало разноэтническое тюркоязычное население, включенное в новое государственное объединение или вошедшее в тесные социально-экономические связи с ним. Во многих районах Срединной Азии это население было в значительной степени подготовлено к восприятию енисейской письменности предшествующим бытованием здесь иных систем степного рунического письма.

Таким образом, рассмотрение орхонской и енисейской письменностей на фоне данных политической истории и этнической археологии позволяет заключить, что каждый из этих алфавитов является прежде всего не этническим, а культурно-политическим, государственным признаком. Сказанное не означает забвения того, что создателем (в рамках определенного государства) и распространителем любого алфавита был конкретный этнический коллектив и даже отдельные его представители. Пожалуй, еще точнее говорить о том, что за каждым алфавитом лишь первоначально стоит определенная этническая группа, обладающая государственной властью и соответствующим аппаратом управления.

Комметирование закрыто.