• Август 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  

В соответствии с этим принципом

В соответствии с этим принципом, в первой гомилии на Рождество отсутствует какое-либо конкретное указание места и времени: действия Марии являются неотъемлемой частью (и в то же время отрицанием) всемирной истории, которая началась изгнанием Адама и Евы из рая, праздник же сам по себе воспринимается как начало, середина и конец времени, где началом является исполнение (лерсасоак;) Закона, серединой — достижение (auvcupem) вершины, а концом — откровение истины {PG 97, 805А). Таким же образом во второй гомилии на Рождество Андрей избегает описания событий и сосредоточивается на полемике с иудеями, цель которой — показать, что Ветхий Завет предвозвещает рождение Христа; лишь в самом конце гомилии оратор затрагивает вопрос о бесплодии Анны и чудесном рождении ее дочери (col. 841 АС). Третья гомилия на Рождество тоже отвергает «историзм», едва упоминая об Иоакиме и Анне; задача ее — доказать царственное происхождение Марии. Не более насыщены реалиями и гомилии на Успение, где снова на первый план выходит таинство спасения: сверхъестественный конецжиз-ни Марии ведет к перерождению природы (col. 1093С, 1105С). В то же время автор неоднократно подчеркивает активное участие аудитории в радостном праздновании: его речь имеет не просто развлекательную цель, это не только logos, но, скорее, веха на пути к спасению.

Единство композиции в этих произведениях тесно связано с единством темы: повествование не разделено на части, в нем много повторений (итеративность), а монотонность речи смягчена лишь риторическими вопросами и переходными предложениями типа «да продолжим» (col. 833С). Характеры обрисованы в редких случаях: в первой гомилии на Рождество Андрей говорит, что Иоаким был честен и справедлив, соблюдал законы Божьи, но у него не было детей. Характеристика Анны более динамична: она была целомудренна, но бесплодна, любила своего мужа, но не могла родить ребенка (col. 816В). АМ.а (но) в обоих случаях функционирует по-разному. В случае с Иоакимом «но» нейтрально: он был хорошим человеком, но его природа ((рбоц) не даровала ему ребенка. Когда же речь идет об Анне, «но» приобретает эмоциональную окраску.

Не ее «природа», но она сама страдает от этого несчастья, и автор употребляет целую серию глаголов, чтобы описать ее переживания: Анна была разгневана, опечалена, подавлена и не могла переносить свою бездетность, тогда как ситуация Иоакима определена устойчивой формулой: он разделял ее печаль. Предметы повседневности редко включаются в повествование, хотя в третьей гомилии на Рождество можно найти исключение: здесь Андрей.

Комметирование закрыто.