• Май 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031  

Хотя Андрей

Хотя Андрей и продолжает осуждать свои «постыдные помыслы», основное внимание уделяется другому — любви к материальным благам и отсутствию аскетической нестяжательности (актера). Во второй части песни он оставляет тему покаяния и обращается к вопросу о страхе перед Богом, верховным Судьей: Андрей преступник, ибо он совершил убийство своей души: не он сам сделал это, но стрелы дьявола, пронзившие его душу и тело. В третьей песни Андрей повторяет некоторые из предыдущих мотивов (например, мольбу к Богу о спасении грешника, ибо Бог был «моим создателем») и вводит новую мысль: он призывает свою душу спастись на «горе» от потопа или Содома земной жизни.

Четвертая песнь развивает эту идею, переходя от библейской ее интерпретации к эсхатологической: конец близок — но является ли он его личным или общим концом? Вновь автор неоднозначен, балансируя между частным и общим. Конец означает суд, и Андрей призывает себя (и аудиторию) покаяться, пробудиться, поразмышлять над своими поступками. Пятая песнь посвящена описанию следующей ступени на пути к очищению: он приближается к Богу, прикасается к краю его одежды, зрит в уме своем вечное сияние и, собравшись с духом, вопрошает Бога: «Что мне принести Тебе. Ответ следует в шестой песни: слезы очей моих и тяжкие вздыхания. В седьмой песни этот ответ звучит иначе: мои слова (та рощата рои) подобны слезам моим. Две последние песни повторяют уже знакомые мотивы: слезы и искупление, страх перед Судьей и мольба о спасении.

Безусловно, Андрей итеративен в «Великом Каноне», возвращаясь вновь и вновь к одним тем же элементам (грех, спасение, покаяние, душа, слезы и т. п.), но в рамках этой общей модели он проявляет определенную композиционную гибкость: в каждой песни вводит новый момент и таким образом развивает основную тему.

Комметирование закрыто.