• Сентябрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

Ярким и типичным идеологом

Ярким и типичным идеологом реакционного политического блока имущих классов Осетии с силами царизма, возникшего и окрепшего после революции 1905—1907 гг., был Гаппо Баев. Купец, промышленник и землевладелец, он самой персоной своей олицетворял союз осетинской буржуазии и алдаро-баде-лят в борьбе с силами революции. Свыше 10 лет (до самой Октябрьской революции) он состоял городским головой города Владикавказа. В своих печатных и устных выступлениях Г. Баев всячески прославлял «благодетельную» роль царской администрации в Осетии, которая якобы спасла Осетию от вырождения и вымирания. Нет нужды доказывать, что царизм всей своей политикой в Осетии тормозил развитие производительных сил и осетинской национальной культуры. И если Осетия после присоединения к России добилась известных успехов в области экономики и культуры, то успехи эти были достигнуты не благодаря, а вопреки царской колониальной политике; они были результатом прогрессивного воздействия русской материальной и духовной культуры.

Во время революции 1905 года Баев требовал усиления карательных мер против революционного народа и обращался к одному из главных душителей революции в Осетии, полковнику Ляхову, с призывом об установлении «твердой власти в Осетии» и об увеличении численности полицейских сил.

По своим общеэкономическим воззрениям Г. Баев был типичным буржуа. Он верил в вечность и незыблемость капитализма и его общественных порядков. Прославляя капитализм, он утверждал, что «коммерция—это форма будущей жизни человечества».

После поражения революции 1905—1907 гг. Баев, вдохновленный идеями Столыпина, развернул кипучую деятельность по насаждению в Осетии крепких кулацких хозяйств. Он, в частности, выступил пионером в области организации сельских банков.

«Мы верим,— писал Баев,— что подобно тому, как Осетия покрылась храмами божьими и школами, также она покроется и сетью народных (читай капиталистических — J5. Ц.) кредитных учреждений».

Классовую сущность сельских банков хорошо выразил Г. М. Цаголов в полемике с Баевым. В своей статье «Культурное движение среди осетин» Цаголов писал: «…Всем и каждому известно, что устроить сельский банк значит взять у бедняка последнюю копейку и отдать ее богачу-кулаку с тем, чтобы он этой копейкой выколотил из горба ее оборванного хозяина целковый на свою собственную потребу».

Комметирование закрыто.