• Октябрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Фев    
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031  

жизнь в горах

И то, что жизнь в горах во времена средневековья была под угрозой враждебных набегов соплеменных обществ и соседних народов. «Сильные» фамилии, лучше вооруженные (впоследствии обзаведшиеся Неприступными башнями-замками), могли более успешно защищать свои владения; они оказывали военную помощь и «покровительство» более слабым фамилиям, постепенно возвышаясь над простым народом. Возможно, что крупным источником обогащения и усиления алдаров была охота за рабами и работорговля, имевшие широкое распространение в горах Кавказа. В частности, о «сильных» фамилиях Нарской котловины К. Хетагуров писал, что «в набегах за перевалами главную и руководящую силу составляли они, и при дележе добычи львиная доля доставалась им».

Если на верхней ступени социальной лестницы у осетин пребывали алдары, то на самой низшей ступени стояли их рабы (в Дигории их именовали косагами, в других местах — алхадами, или цагъайрагами). Рабами владели преимущественно алдарские хозяйства, хотя обычаем не воспрещалось владеть рабами и другим слоям населения. Источниками рабства были плен и покупка. Косаги (рабы) работали в хозяйстве господина. Их можно было продавать, дарить, наказывать, убивать. Рабы у осетин были, как правило, чужеземного происхождения. Их было в Осетии сравнительно немного.

Не намного выше косагов стояли на социальной лестнице кавдасарды (или кумаяги). Кавдасардами («рожденными в яслях»), или кумаягами, называлось потомство от купленной наложницы. Кроме законной жены, алдары имели право, по существовавшему обычаю, покупать наложниц (кумаячек). Кумаячка (номылус) проживала обыкновенно в помещениях для рабов, в то время как законная жена помещалась в доме. «Положение детей от номылус, — пишет К. Хетагуров, — помимо их оскорбительной клички — «кавдасард» было вообще тяжело. Они росли, выбиваясь из сил в непосильной работе». Кавдасарды были фактически рабами. Они выполняли по дому и в поле те же работы, что и рабы. Но в отличие от косагов их нельзя было продавать.

Подавляющую массу осетинского населения в горах составляли крестьяне, ведшие самостоятельно хозяйство на своих «парцеллах», пасшие свой скот на общинных пастбищах. В Дигории их называли адамихатами, в других ущельях фарсаглагами (или фарсагами). «Фамилии, носившие это звание, были малочисленнее и беднее первых, хотя общее число фарсагов составляло громадное большинство населения… Поселения их не имели боевого расположения, земельная собственность их как по количеству, так и по качеству далеко уступала владениям сильных».

Комметирование закрыто.